Половой диморфизм. Закономерности половых отличий окраски волосяного покрова и морфологических признаков волков до сих пор изучены недостаточно полно. Сложилось мнение, что различий между самками и самцами по цветовым особенностям волосяного покрова не существует [Гептнер и др., 1967].
Сведения о различии полов по размерам и массе тела немногочисленны и весьма фрагментарны. Самцы обычно крупнее самок; эти отличия значительнее в массе тела зверей и менее заметны в их размерах. Средняя масса самок составляет от 80% До 85% средней массы самцов, а общая длина тела самок от 87%) до 98% длины тела самцов.
Половой диморфизм в размерах краниологических признаков исследован несколько подробнее. Различия между полами по размерам черепа достаточно отчетливы и составляют в среднем 4—7% [Jolicoeur, 1959, 1975; Россолимо, Долгов, 1965]. У волков с территории СССР размеры признаков, характеризующих основные отделы черепа, в среднем составляют у самок от 92 до 97% тех же показателей у самцов . В Северной Америке соотношение размеров в основном того же набора признаков у самок и самцов выражается также в 92—97% .
Различия полов по пропорциям черепа также весьма отчетливы. У самок череп в целом несколько уже, чем у самцов; скуловая ширина, ширина черепа на уровне хищнического зуба, в межглазничной и за-глазничной области относительно кондилобазалыгой длины у них меньше, чем у сахмцов. Относительно более длинная у самок лицевая часть черепа, а также костное небо и верхний зубной ряд. Они имеют также более короткий относительно длины верхнего ряда зубов хищнический зуб и меньший диаметр клыка.
Определенные различия между самцами и самками отмечаются в степени индивидуального варьирования размеров черепа. На материалах из европейской части Союза [Россолимо, Долгов, 1965] показано, что у самцов череп менее изменчив. Коэффициенты вариации разных признаков у них обычно в 1,5—2 раза ниже, чем у самок. Заметнее всего эти отличия в изменчивости высоты клыка, коэффициенты вариации этого признака у самцов составляют 4,4, а у самок 8,7.
По материалам с территории нашей страны отличия полов обнаруживаются также в диапазоне географической изменчивости признаков. Пространственное варьирование размеров черепа, подобно индивидуальному, у самок всегда шире, чем у самцов. У первых диапазоны изменчивости разных признаков — отличия средних величин признаков в наиболее различающихся популяциях, отнесенные к максимальной средней величине, составляют 7,0—18,4% и у вторых — 5,9—15,1%. Одновременно у самцов и самок географически более или менее изменчивыми оказываются разные признаки. Например, у самок сильнее всего варьирует ширина черепа в заглазничной области, длина хищнического зуба и диаметр клыка, у самцов размеры двух последних признаков, напротив,весьма постоянны, а сильнее варьирует ширина черепа на уровне хищнических зубов и в межглазничной области.
Степень различий абсолютных и относительных размеров черепа самцов и самок подвержена географическим изменениям. Из 13 признаков, варьирование которых изучено на территории нашей страны, заметнее всего меняются в пределах ареала половые отличия в ширине черепа в межглазничпой области и в скуловой ширине. Отношение размеров этих признаков у самок к их размерам у самцов меняется от выборки к выборке от 85—89 до 97—100% (табл. 2). На территории Северной Америки из четырех признаков — кондилобазальной длины, скуловой, межглазничной и заглазничной ширины — географическая изменчивость половых различий значительно шире для двух последних. Указанный индекс для них составляет 86—99 и 90—111%, а для кондилобазальной длины — 92—96 и скуловой ширины 90—95% (табл. 3). Географическая изменчивость степени полового диморфизма, как правило, не обнаруживает какой-либо закономерной направленности, и обычно для отдельных признаков территориально не совпадает.